• Facebook Social Icon

© 2017 by Alina Baginskaya  created by Wix.com

Жизненные миры: взрослые и дети

Вы живете с детьми. Вы – родители. Иногда вам кажется, что вы похожи с вашими детьми. Порой - что нет ничего общего. Часто ваши дети для вас – загадка, и вы не понимаете, почему сейчас он поступил так, а вчера в похожей ситуации – совсем по-другому. Говорят: «Чужая душа – потемки». Но ведь рядом с вами живет не чужая, а своя, родная, душа. И так хочется немного больше ее понять. Я предлагаю вам одну из точек зрения, один из взглядов на то, почему мы такие разные, и где наши точки пересечения.

Говоря о различиях в душах людей, мы часто используем понятие «мир». «В его мире – я никто», «Заглянуть бы в его мир…» - эти фразы говорят о том, что мы признаем наличие какого-то особого «мира» у каждого человека. И внутренне, и внешне, этот мир предстает как особое состояние человека. И состояние – это не только эмоция, с ним связаны и отношения с другими людьми, и самоощущения, и ценности, и действия, и оценка реальности. Человек может порой находиться в разных состояниях: то он взрослый, собранный, ответственный, то по-детски обижается, инфантилен… Возьмем для обозначения этого целокупного понятия сочетание «жизненный мир», которое используют психологи и философы.

Жизненный мир человека – это внутренняя картина его жизни. Точнее сказать, жизнь его глазами, пространство и время, где все предметы и события связаны с человеком невидимыми смысловыми нитями, где все это содержание имеет для него определенное значение. Куда бы ни обращал свой взор человек: на парус в морском просторе, на лицо близкого человека или на свои чувства и мысли, - он всегда ощущает себя в определенном жизненном мире. Человек одновременно может иметь не один жизненный мир, а множество. У каждого жизненного мира свое пространство, свое время, свои обитатели. И человек может перемещаться из одного мира в другой. Так, когда человек дома, в своем личном пространстве, один или с родными – он в одном жизненном мире; когда он, как профессионал, на работе или учебе – в другом. Вспоминая давние события своей жизни, человек также попадает в новый мир. В жизненном мире дома живут супруги, родители, братья и сестры, домашние животные. В жизненном мире школы – учителя и одноклассники, вахтерша тетя Маша, грозный охранник Владимир Иванович и цветок в классе на углу подоконника, которому можно пожаловаться на несправедливую «двойку». В каждом жизненном мире можно выделить два аспекта – внутренний и внешний. Внутренний мир человека содержит мысли и чувства, воспоминания и привычки, потребности и идеи. Внешний – людей, живущих в этом мире, и их желания, чувства, мысли; предметы и явления природы; события и явления культуры. Внешний мир может быть «легким» или «трудным», а внутренний - «простым» или «сложным». «Легкий» внешний мир устроен так, что позволяет немедленно удовлетворить все потребности, в нем все для этого есть. В «трудном» мире человек встречается с препятствиями на пути удовлетворения своей потребности. «Простой» внутренний мир содержит только одну потребность или одно жизненное отношение. «Сложный» - систему потребностей или отношений. Сочетание видов внутреннего и внешнего миров позволило Ф.Е.Василюку, основателю факультета клинической и консультативной психологии МГППУ, доктору психологических наук, выделить четыре типа жизненных миров.

 

Инфантильный мир. Внутренний аспект этого мира очень прост: есть только одна потребность, например, желание получить мороженое или игрушку. А представления о внешнем аспекте мира таковы: «все они мне должны все дать». Субъект, живущий в таком мире, «рассчитывает» на то, что его единственная потребность будет немедленно удовлетворена. Поэтому любое препятствие в этом мире (т.е. стресс) воспринимается как критическая ситуация, ситуация невозможности жизни. Жизнь существа этого мира сведена к непосредственной витальности, а принципом этого мира является удовольствие. В инфантильном жизненном мире, например, пребывает ребенок в утробе матери, или Емеля, произнося «По щучьему велению, по моему хотению...» Порой, тот, кого называют избалованным ребенком, тоже пребывает в инфантильном мире.

Реалистический жизненный мир отличается от предыдущего тем, что необходимые для жизни блага не даны здесь непосредственно. Во внутреннем плане доминирует все та же одна потребность, желание, но изменяется устройство и восприятие внешнего аспекта мира. Во внешнем пространстве есть преграды, и чтобы получить желаемое, т.е. удовлетворить свою потребность, человеку приходится что-то делать, а для этого нужен такой «орган» как психика. Поэтому кроме принципа удовольствия здесь появляется принцип реальности. В таком мире, например, живет ребенок, который ради возможности получить новую игрушку готов пробежать сто метров, прочитать стишок и даже съесть нелюбимый суп. Или Винни-Пух, который из-за порции меда готов залезть на дерево и даже рискует упасть с него… Именно в этом мире появляется механизм «терпения-надежды», который помогает сдерживать эмоции (справляться со стрессом), пока не достигнут результат. Так, например, в детском саду на физкультуре во время несложных спортивных состязаний команд ради победы или приза тренируется терпение.

Ценностный мир. В нем внутренний аспект значительно усложняется по сравнению с инфантильным или реалистическим мирами: в его внутренней части возникает система связанных между собой потребностей, ценностей, этических норм, смыслов или система жизненных отношений, все они иногда могут находиться в конфликте друг с другом. А внешний аспект жизненного мира воспринимается и оценивается как легкий, т.е. во внешнем мире нет препятствий для удовлетворения или реализации всех этих норм и ценностей (конечно же помехи есть, но они настолько неважны, что мы часто говорим: «Это вопрос техники, не в этом дело!»). В этом мире не стоит вопрос «Как достичь цели?», в нем главное – «Какую цель выбрать?» Внутренняя цельность, согласованность потребностей или отношений – главная необходимость этого мира. Главный орган — сознание, а основной принцип в нем – принцип ценности. Такая ситуация в реальном пространстве возможна только тогда, когда внешний мир не легок, а «как бы легок», т.е. воспринимается таким. Так, например, в естественном течении жизни подростков, которых любили, и в семье которых был достаток, наступает тот момент, когда они видят, что их внутренний мир разросся, наполнился различными потребностями: желанием любви и потребностью в признании, стремлением к самореализации и нуждой в деньгах. И эти потребности вступают в конфликт друг с другом, подростку порой приходится выбирать, например, дружбу или деньги. И выбирать надо сейчас, в этот момент: часто для подростков существует только «теперь» и только «здесь», другого места и времени, им кажется, не будет. При этом у подросших детей все еще есть ощущение, что почти все появляется само собой, без усилий с их стороны, ведь так преимущественно было в детстве. И в этом же, ценностном, мире находится герой баллады «Вересковый мед», который выбирает высшую ценность – верность - большую, чем желание жить самому и даже большую, чем ценность жизни сына. И препятствий в его мире нет, есть только сложность выбора. Этот мир имеет собственные механизмы совладания с конфликтом интересов и ценностей: а) ценностное снижение значимости актуального отношения («ничего страшного!») и б) переключение на другое жизненное отношение («это не самое важное в моей жизни, важно другое»).

Творческий мир, в котором во внутреннем плане тоже, как и в ценностном мире, есть не одна потребность, а целая система связанных между собой потребностей, ценностей, смыслов или отношений, а вот во внешнем мире существуют препятствия для их реализации. Это тот мир, в котором конфликт между различными потребностями решается не выбором одной из них, а творческим переосмыслением всей совокупности потребностей, важных и второстепенных, нахождением решения, которое может удовлетворить всю систему. И это решение ищется в рамках реальных возможностей, учитывая все препятствия, стоящие на пути. Так, взрослому важны и потребность в профессиональной самореализации, и желание быть частью своей семьи, и необходимость дружеского участия, и нужда в средствах существования. Причем для достижения всего этого ему необходимо учесть все трудности, обойти все препятствия, которые встречаются на пути. Примером нахождения человека в творческом жизненном мире может быть история Петера Мунка из сказки Вильгельма Гауфа: он приобретает все, о чем мечтал – уважение, достаток и любовь, когда возвращает свое горячее сердце и вновь берется за тяжелый труд. Главная внутренняя необходимость субъекта творческого мира — воплощение замысла своей жизни в целом. Для жизни в нем наряду с психикой и сознанием нужен новый «орган» - воля. В творческом мире совладание с кризисами состоит в том, чтобы вернуться из инфантильного, реалистического или ценностного мироощущения, куда человек соскальзывает, в более развитое мироощущение трудного и сложного мира, где возможны попытки и ошибки, где можно получить совет и использовать его, где есть время подождать и опять попробовать, где не обязательно стоять на своем, а можно достичь компромисса. В творческом мире возможна полифония всех жизненных миров.

Как же нам может пригодиться эта типология для понимания своих детей? Прежде всего важно помнить, что каждый жизненный мир имеет свои особые «органы», свои принципы, свои механизмы совладания с критическими ситуациями. И когда человек находится в определенном жизненном мире, он подчиняется законам этого мира. Постоянно в одном мире (инфантильном) находится только еще нерожденный ребенок. Младенец уже вступает в пространство, которое начинает изменять его жизненный мир. Когда ребенок открывает для себя реалистический мир (когда впервые он может ждать, научается терпеть – вспомните, сколько раз вы увещевали своего ребенка: «Потерпи!», «Имей терпение!»), его инфантильный мир никуда не исчезает, он продолжает существовать наряду с более высокоорганизованным миром. Подросток может не замечать трудностей, когда выбирает между значимыми для него отношениями («как бы легкий» жизненный мир), но когда видит перед собой конкретную цель, к которой стремится, то очень эффективно преодолевает препятствия (реалистический жизненный мир). А когда заболевает, становится опять совсем маленьким, требующим немедленного выполнения желаний. Для взрослого возможно пребывать в любом из жизненных миров: от творческого до инфантильного, они все присутствуют в его «вселенной». Жизнь будто похожа на матрешку, где все, имеющиеся в распоряжении жизненные миры, вложены друг в друга, и каждая новая фигурка – другой тип жизненного мира.

Но новорожденный практически не может попасть в реалистический жизненный мир, так как его психика еще малоразвита. Поэтому от него не стоит ожидать, что он сможет потерпеть. Не сможет. Это не свойственный его миру механизм. И даже чуть более старший ребенок не станет ждать, если выполнение желаний обещано только в далеком будущем, которого он не может представить. Младший школьник уже достаточно долго может терпеть и многое может сделать для осуществления своей цели (например, получения возможности поиграть в компьютерную игру), но удержать в своем сознании сразу несколько важных отношений своей жизни (например, желание играть и страх наказания) ему еще трудно, практически невозможно. Поэтому так трудно оторвать ребенка от игры даже под угрозой наказания, поэтому для него лишение игры – критическая ситуация, ведь это единственно важная в этот момент потребность. Вот почему приходится быть крайне осмотрительным, прерывая столь важное для ребенка занятие. И к этому надо заранее готовиться: перед началом игры четко обозначить ее продолжительность, за пять минут до окончания времени игры предупредить ребенка об этом; отвлечь его от игры чем-то другим, переключить фокус его внимания — стать внешним стрелочником, пока ребенок не может этого делать сам.

Подросток, который уже знает, что нуждается во многом и даже может сам руководить переключением с одного отношения на другое, часто впадает в панику когда переживает первую любовь или испытывает первое значимое разочарование — соскальзывает из ценностного жизненного мира в инфантильный (поэтому именно в подростковом возрасте так часты попытки самоубийства). Подросткам еще очень трудно удерживать всю полноту значимых отношений во внутреннем мире и при этом видеть препятствия и пути их преодоления во внешнем мире. Если происходит соскальзывание, то попадают подростки в простой и легкий (инфантильный) мир, другое просто невозможно. И наша родительская задача заключается в том, чтобы помочь им удерживать и всю систему отношений («тебе сейчас крайне важно, как к тебе относится эта девочка, но ведь есть еще и твой друг Колька, который ждет тебя на репетицию, и Пал Палыч, который надеется на твое участие в матче»), и все огромное количество препятствий к удовлетворению этих потребностей («чтобы понять, как она к тебе относится, возможно, надо пересилить себя (свой страх быть отвергнутым) и подойти к ней?»). И быть терпеливыми, зная, что они вырастут, и надеяться на их взросление. А взросление, на наш взгляд, в том и заключается, что человек преимущественно перемещается в творческий жизненный мир, в котором ему удается выстроить стратегию достижения жизненного замысла.

И на пути к этой цели человек переживает микрокризисы — соскальзывает в легкий или простой мир - но именно эти моменты дают ему возможность получить новый опыт, новое понимание (например, при соскальзывании в легкий и сложный мир, при пребывании во внутреннем конфликте, человек может осознать, в чем назначение его жизни). И именно опыт жизни в творческом мире является тем ценным, что мы, взрослые, можем передавать своим детям. Это позволит им научиться ждать, надеяться, выстраивать планы по преодолению препятствий, соподчинять свои потребности (выбирать, что важно, а что второстепенно), осознавать, что неудача не является окончательной, что каждый имеет право на ошибку; что упав, это можно перетерпеть, подняться и начать все сначала. И в то же время мы можем открыть детям возможность путешествовать по разным жизненным мирам: возвращаться в детский мир, где можно поплакать и попрыгать от радости; оказаться в реалистическом жизненном мире, где можно на время забыть обо всем, кроме, например, желания построить дом; переместиться в ценностный мир, где выбрать самое важное и совершить ради этого «безумный» поступок. 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now